Как составить бизнес-план (с подробным описанием)

Intelligent investor

В данной статье мы продолжим рассматривать тему создания бизнес-плана. Это уже вторая статья по данной теме. И если же Вы не читали первую статью, то я Вам настоятельно рекомендую сделать это, перед прочтением данной статьи. Как Вы помните, мы разобрались уже с двумя пунктами нашего плана по изложению материала. И теперь переходим к следующему вопросу, третьему по счёту.

Общие правила составления бизнес-плана. Если Вы решили создать бизнес-план самостоятельно, то Вам необходимо знать что существуют три этапа подготовки проекта: а) Предварительное исследование. На этом этапе осуществляется сбор данных для реализации проекта, маркетинговый анализ. Предварительно оценивается эффективность проекта, без учёта схемы финансирования ( процентных ставок по кредиту, порядка и времени уплаты процентов, и так далее); б) Проектирование. На этом этапе показатели эффективности рассчитываются с учётом схемы финансирования; в) Экспертиза проекта. Проверяется устойчивость и чувствительность показателей проекта к изменениям разных факторов.

В бизнес-плане определяются результаты всех трёх этапов. При самостоятельной подготовке бизнес-плана помощь может понадобиться уже на этапе сбора информации, потому как даже бухгалтерская отчётность выявляется недопустимой – информация приходится собирать по мелким частям. Иногда возникают трудности и с оценкой эффективности проекта и его экспертизой. При создании бизнес-плана особое внимание следует уделять языке и стилю. В пределах подготовки плана, правильно выбранный стиль изложения – часто является залогом успеха. Особенное внимание следует уделить на двойное направление бизнес-плана. С одной стороны это серьёзный аналитический документ, а с другой стороны – способ рекламы. Относительно этой особенности следует выбрать и язык, на котором будет составлен бизнес-план. Он должен быть понятен всем.

Часто специалист создаёт бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды, который понятен только людям, которые работают в той же сфере, но малопонятен для других. Стоит также сказать и про орфографию и пунктуацию. Ошибки могут вызвать у читателя негативное отношение к автору плана, а соответственно и к будущему бизнесу в целом. Таким образом, бизнес-план должен быть написан на деловом языке, доходчиво, и не примитивно. Вы должны обязательно придерживаться этих критериев

При составлении бизнес-плана необходимо помнить, что информация в нём должна быть полной, чёткой и в то же время короткой. Очень часто при составлении бизнес-плана используют прилагательные очень экспрессивной окраски, но как рас тут стоит избегать такому лишнему эмоциональному изложению, а лучше перейти к конкретным цифрам. Цифры будут смотреться намного лаконичнее, однако при большом количестве разных цифровых материалов, их восприятие и оценка усложняется, в частности при первом ознакомлении с планом. Выходя из этого, предлагается первичный метод сворачивания информации: её квалифицируют за определёнными категориями (показателями) и представляют в аналитической либо графической форме.

как составить бизнес-план

В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а поэтому являются более результативными. Бизнес-план должен быть лаконичным и легко читаемым, быть понятным, без грамматических ошибок и отображать перспективы выхода на большой и прибыльный рынок. Текст может быть проиллюстрированный графическим материалом и диаграммами. Кроме того, рекомендуется приводить в пример цитаты известных авторов, которые подчёркивают идею излагаемую в проекте.

Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческой мысли, но цитату уместно навести для того что бы снять у читателя напряжение, которое появилось в процессе восприятия потока новых идей, незнакомого материала или определённого количества цифровой информации. Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от его уровня много в чём зависит его успешное использование. Чем полнее и достоверней будет подобная информации, тем эффективнее влияет бизнес-план на потенциального участника бизнеса, в частности инвестора.

Итак, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты будущей деятельности. Бизнес-план должен создавать впечатление точности и надёжности, быть реалистичным. Бизнес-план можно условно разделить на три основные части: резюме, основной текст, который включает большинство стандартных разделов и финансовый план с финансовыми либо другими необходимыми таблицами. Состав, структура и объём бизнес-плана определяется спецификой предпринимательской деятельности, размерами предлагаемого рынка сбыта товаров, наличия конкурентов, перспективами развития бизнеса и может изменяться в зависимости от типа заданий. По объёму план не должен быть меньше 30-40 страниц, при этом не включая приложений.

Зато в нём обязательно следует отобразить основную идею, цели бизнеса, специфику предпринимательской деятельности, организационную и производственную структуру, стратегию финансирования, предложения по инвестициям, перспектива развития и так далее. Особое внимание следует уделить резюме. Лаконичное описание Вашей бизнес-концепции следует преподносить уже на первой странице резюме. Именно от этого фрагмента зависит то, насколько заинтересуются Вашим проектом. Резюме в краткой форме должно повторять содержание всех остальных разделов проекта. Тут целесообразно отображать основные выигрышные моменты проекта. В первых трёх – пяти абзацах необходимо дать краткую информацию о том, кто инициирует данный бизнес, что планируется делать, преимущества касательно конкурентов.

структура бизнес-плана

В основной части необходимо охарактеризовать продукцию (услугу) и описать сравнительные преимущества касательно продукции конкурентов. В центре внимания бизнес-плана должен быть маркетинговое описание продукции (услуги). Технические характеристики и цифровые данные целесообразно пояснить. У читателя должно сложиться чёткое представление об особенностях продукции (услуги).

Титульная страница. Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен быть информативным и выглядеть профессионально с указанием конфиденциальности самого плана. Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение от Вашего бизнеса. Он создаёт первое впечатление, поэтому должен быть привлекательным и сразу давать следующую информацию: где, когда и кто сложил данный документ. Здесь же указывается название проекта, которая коротко и чётко формирует идею, заложенную в бизнес-плане. На титульной странице обязательно необходимо указать следующее:  название проекта ( назначение Вашего бизнес-плана); фамилия, имя, отчество разработчика бизнес-плана;  дата (месяц и год) составления бизнес-плана. Разъяснения и рекомендации по составлению информации про конфиденциальность бизнес-плана.

Меморандум про конфиденциальность составляется с целью предупреждения человек, которые знакомились с бизнес-планом, про конфиденциальность информации, которая содержится в нём. У меморандума должно быть напоминание о том что те, кто ознакомился с бизнес-планом берут на себя ответственность и гарантируют неразглашение информации, которая находится в нём, без предварительного согласия на то автора. Может быть предупреждение про запрет копирования бизнес-плана, либо отдельных его частей, и запрет передавать такую информацию третьим лицам. Пример информации про конфиденциальность бизнес-плана: "Данный бизнес-план подаётся для рассмотрения на конфиденциальной основе, исключительно для принятия решения с финансирования проекта и не может быть использована для копирования. Просьба вернуть бизнес-план, если он не представляет интереса для его реализации".

Содержание. Второй страницей плана является содержание, которое отображает его структуру. Это содержание разделов или параграфов плана. В любом варианте содержание должно быть чётко обозначен, желательно арабскими цифрами. Про эти и следующие разделы бизнес-плана более детально будем рассматривать в разделе «Рекомендации по составлению бизнес-плана».

Чего не следует отражать в бизнес-плане: а) нельзя делать нереалистические прогнозирования; б) нельзя недооценивать трудности развития бизнеса; в) нельзя недооценивать конкуренцию; г) нельзя допускать, что читатели знают технический лексикон вашего будущего бизнеса; д) нельзя включать долгие и слишком короткие технологические термины; е)  нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального характера; ж) нельзя избегать процесс обсуждение риска, который сопровождает бизнес. Это может подорвать доверие к Вашему бизнесу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *