Каких компаний стоит избегать (Урок 5)

Intelligent investor

Уоррен Баффет считает, что очень важно знать во что не стоит инвестировать, это даже более важно знать, чем то, в какие компании стоит это делать. Он не инвестирует в компании, которые работают в высококонкурентном бизнесе, зависящим только от цен на продукцию. Эти компаниям не хватает экономической мощи, недостаток которой может подвести их в трудный момент. Также, обычно они не имеют долгосрочных преимуществ перед конкурентами, которые обычно позволяют компании выйти на лидирующую роль и принести супердоходы инвесторам. Такие компании можно назвать посредственными и обычно они имеют целую кучу проблем. Возможно эти проблемы не очень серьезные, но все силы компании постоянно уходят на борьбу с ними и цены на акции компании ходят очень сильно вверх и вниз, где их покупают инвесторы, которые считают их недооцененными. Но такое не продолжается вечно, в итоге подобные колебания изматывают менеджмент и работников и какой-то момент акции просто не восстанавливаются после очередного падения.

Баффет подчеркивает и особо выделяет этот момент, что не все упавшие в цене компании стоит покупать в надежде на рост. Бизнес прежде всего должен иметь прочный экономический фундамент, а также уникальные конкурентное преимущество, которое позволяет конкурировать не только по одной лишь цене. Компании, в высококонкурентном бизнесе, похожие друг на друга, редко преуспевают. При росте экономике такие компании процветают, так как спрос опережает предложение и всем хватает работы. Фонд заработной платы растет, тратятся огромные деньги на производство и никто не считает расходы. Кроме того, инвесторы требуют повышения дивидендов, а профсоюзы лучших условий. Как только пик экономики пройден выручка начинает падать, но никто не хочет сокращать расходы, особенно снижения заработной платы. Рынок сжимается, а за счет огромных производств всех конкурентов и сильному демпингу цен прибыль сокращается еще быстрее. Внезапно, всю накопленное улетучивается в мгновение ока и компании все больше и больше приходиться залезать в долги, а цены на них стремительно падать.

В 90-х это происходило с автомобильными компаниями, в 2000-х с интернет компаниями и производителями компьютеров. С авиакомпаниями это происходит постоянно, только они зависят от цен на нефть. Такие модели отрасли и модели бизнеса крайне неустойчивы для долгосрочного инвестора и если компании приходится конкурировать с десятками таких же как она за тот же самый рынок и не имея уникального менеджмента или преимущества, то рано или поздно или доля рынка сильно уменьшится или придется так сильно опустить цену, что придется иметь рентабельность на гране безубыточности.

Для иллюстрации этого приведем пример, который любит приводить Баффет. Текстильная компания Burlington Industries в 1964 году имела объем продаж в 1.2 млрд. долл. и цену акции 30 долл. за штуку. В период с 1964 по 1985 капитальные затраты компании составили 3 млрд. долл, что в пересчете на акции дало бы прирост до 100 долл. на акцию, но акции за 21 год выросли всего до 34 долл. Таким образом все эти расходы или деньги акционеров были потрачены впустую и это несмотря на то, что руководство компании и ее сотрудники являются отличными профессионалами. Но такое постоянно случается с компаниями, где царит повышенная конкуренция и спад отрасли. По этому поводу Баффет любит говорить, что когда менеджмент с отличной репутацией встречает бизнес с плохой, репутация бизнеса обычно остается нетронутой. Другими словами, нельзя плохой бизнес превратить в исключительно успешный. Гадкий утенок превращается в лебедя только в сказках. Чаще всего из такого бизнеса можно сделать середняка, но очень большими усилиями, оно того просто не стоит.

Резюмируя вышесказанное:

- Компании в высококонкурентных отраслях без уникальных преимуществ не стоят внимания, даже если торгуются по низким ценам

- Такие компании не имеют выдающихся экономических показателей, которые смогут им помочь в трудные времена

- Такие компании зачастую имеют высокую задолженность, так как вынуждены постоянно обновлять оборудование чтобы оставаться конкуретноспособными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *