Как находить лучшие компании для инвестиций (Урок 6)

Intelligent investor

Во времена пузыря доткомов в начале 2000-х, когда весь мир воодушевлялся достоинствами "новой экономики", как и сейчас происходит с соцсетями, Баффет отмечал, что ключевым моментом для успешного инвестирования является сосредоточение на конкурентном преимуществе бизнеса и долговечность этого преимущества, а не то насколько этот бизнес может изменить общество. Именно конкурентное преимущество позволяет компании получать монопольные прибыли, а его долговечность ведет к способности бизнеса противостоять конкурентам и позволяет в дальнейшем их поглотить и получить большую долю рынка и соответственно большую прибыль, а также что компания будет существовать очень долго.

Компании, обладающие вышеуказанными качествами делятся на два типа: те, которые производят уникальный товар, и те, которые производят уникальную услугу. Если цена на бизнес данных типов привлекательна, то Баффет с удовольствием возьмет любую из них, которые обладают прочным и долговечным конкурентным преимуществом. Годами инвесторы не могли понять данной концепции, поэтому мы остановимся на ней подробнее, рассмотрим что это такое, как находить подобные компании,  а также как происходит создание уникального товара или услуги.

Объясняя свою концепцию Баффет часто приводит пример с замками. Компании, которые обладают конкурентным преимуществом обладают широким рвом и прочными стенами и такой замок захватить практически невозможно. Компании, которые не обладают такими качествами защищены гораздо хуже, как замок без рва и высоких стен и ими завладеть гораздо проще. Первые компании у всех на слуху, им доверяют и подсознательно выбирают, когда дело касается продуктов или услуг их сферы. Например, если хотите быстро и дешево перекусить это макдональдс, выпить безалкогольный напиток это кока-кола, съесть жвачку это орбит итд. Каждая из этих компаний обладает практически монополией в своей отрасли и количество их потребителей на порядок больше остальных конкурентов. Начинать с нуля и пытаться конкурировать с ними практически бессмысленно.

Что же касается долгосрочности такого преимущества и его ценности для бизнеса, то здесь имеется в виду это способность оставаться в лидирующей позиции практически только за счет узнаваемости и доверия к бренду, тратя на его поддержания небольшие средства, причем последнее является ключевым параметром. Наличие дешевого долгосрочного преимущества важно по двум причинам: во-первых это предсказуемость расходов компании, а следовательно стабильность прибыли, что для Баффета является одним из важнейших критериев хорошей компании; во-вторых избыточные средства можно тратить как на масштабирование бизнеса, так и на выкуп собственных акций, повышая их в цене и увеличивая состояние инвесторов.

Отличным примером недорого долговечного конкурентного преимущества служит компания Coca-Сola. Компания уже десятки лет на рынке, сильно ли она изменилась - нет, изменится ли она до неузнаваемости в будущем - крайне маловероятно. Компания не тратит деньги на разработку и исследования, она только скупает конкурентов и расширяется по всему миру,  а также выплачивает дивиденды акционерам помимо стабильного роста акций. Главное здесь является долговечность бизнеса и его уникального товара или услуги. Возьмем для еще одного примера компанию Intel, где трудятся тысячи умнейших людей со всей планеты, но у нее есть много конкурентов в той же самой отрасли, которые только и мечтают чтобы создать продукцию лучше Intel. И все эти компании каждый год тратят миллиарды долларов на исследования, большинство из которых находятся на грани рентабельности и выживания каждый год. В такой бизнес Уоррен не любит инвестировать, так как конкурентное преимущество в этой отрасли крайне кратковременное явление. Каждый раз рассматривая компанию для инвестиции подумайте где она будет через десять лет и будет ли существовать вообще.

Резюмируя вышесказанное:

- Ключ к инвестированию заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, как он может измениться в будущем и способен ли он расти в долгосрочной перспективе и использовать свое конкурентное преимущество.

- Главным параметром преимущества является уникальный товар или услуга, а также узнаваемый бренд, которому доверяют.

- Некоторые компании обладают конкурентными преимуществами, основанными на интеллектуальном капитале и больших капитальных затратах, такие преимущества недолговечны и таким предприятиям постоянно приходится бороться за долю рынка. В периоды спада с ними может произойти все что угодно.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *