Как избежать обвала высокотехнологичных компаний (Урок 7)

Intelligent investor

После того как в прошлом уроке мы уяснили концепцию долговечного конкурентного преимущества давайте немного порассуждаем почему Баффет не инвестирует в высокотехнологичные и интернет-компании. Он считает, что в периоды резкого роста таких компаний все попадают под массовое влияние пропаганды на тему "новой экономики" и изменения мира посредством технологий. Каждый раз происходит новая мания, будь то соцсети или биотехнологии будущего и все начинают мечтать как они мгновенно разбогатеют вложив все деньги в одну компанию. Таким образом каждый новый участник этой порочной системы толкает цена на такие акции на новые уровни, тем самым еще больше завлекая других, которые видят столь стремительный рост.

Например, в период бурного развития самолетостроения более трехсот компаний обанкротилось, до наших дней дожили менее десяти, та же примерно история и с авиаперевозчиками. Из сотен интернет компаний 2000-х до настоящего времени дожили также менее десятка, остальные компании обанкротились и инвесторы потеряли огромное количество денег. Для Баффета компании из подобных новомодных отраслей всегда остаются опасными, так как они изначально не имеют долгосрочного конкурентного преимущества и им приходится выживать в жесточайшей конкуренции, которая приводит к снижению доли рынка и прибыли, которые в итоге приводят к падению стоимости акций. Новые компании по определению не имеют истории и стабильных экономических показателей и инвестировать в них это как покупать лотерею, это не наш подход.

Еще один совет, который помогает более трезво посмотреть на новомодные компании это представить, что вы покупаете ее целиком. Например, возьмем компанию Twitter (к перспективам которой я достаточно оптимистично отношусь), ее капитализация на текущий момент составляет практически 13 млрд. долл. (капитализация это стоимость акций помноженная на их общее количество). Если бы у вас было 13 млрд. долл.  купили ли бы эту компанию, которая уже несколько лет все еще не получает прибыли, а только обещает. Или лучше, например, проинвестировать в более надежные компании, такие как Coca-Cola или Nike, или вложить деньги в безрисковые облигации и получать 3% годовых, а это 400 млн. долл. в год. или представьте, что вы вложили в Twitter 3 года назад на IPO, когда про акцию все подряд говорили и стояла невероятная шумиха. Ваши вложенные тогда 40 млрд. долл. превратились бы сейчас в 13млрд., не думаю что это отличный результат, но это самый вероятный исход для большинства модных компаний, среди которых разумеется бывают и исключения. Но на то они и исключения; как и в игре лотерею, всегда есть победитель. Но когда у компании нет истории, почти нет никакой возможности угадать какая именно из них выстрелит и позволит разбогатеть.

Таким образом, оценивая привлекательность вложений в акции компании всегда рассматривайте это как покупку целой компании, ее прибыль и ее перспективы. Например, возьмем лидера инвестбанковского сектора Goldman Sachs, компанию, которая известна по всему миру, имеет крайне популярный бренд, которому доверяют и куда обращаются в первую очередь если вам нужен первоклассный инвестиционный совет или размещение акций. За отчетный год компания заработала 8 миллиардов при ее капитализации 90 миллардов. Это значит, что если бы вы владели этой компанией, то получили бы почти 9% чистой прибыли от первоклассной компании, которая уже много лет на рынке, имеет лучшие умы в своей команде и может позволить себе брать любую стоимость за свои услуги. Сейчас ее акции стоят более 200 долл., в 2009 году они доходили до 50. И если бы вы как Уоррен Баффет купили бы их тогда, то помимо отличной ежегодной прибыли плюс дивидендов стоимость ваших акций бы выросла в четыре раза. Еще один пример первоклассной компании - Wells  Fargo, которой тоже владеет Buffet. При текущей прибыльности около 7%, акции компании с 2009 года выросли более чем в пять раз. Вот такие компании он и покупает и как можно большее количество их акций, в идеале целиком.

Обычно причины, по которым продаются отличные компании по низким ценам, как мы и говорили ранее, это недоверие к сектору или пессимистичное настроение инвесторов в целом, связанное с временными проблемами в глобальной экономике. В 2009 году это была рецессия после экономического кризиса, связанной с ипотекой. Баффет понимал, что эти лидеры отрасли рано или поздно начнут снова зарабатывать миллиарды и цена на них пойдут в рост, поэтому цены на эти акции в 2009 году для него были просто смешными и он покупал их столько сколько мог.

Резюмируя вышесказанное:

- Отсутствие истории компании и понимания ее конкурентного преимущества должно вас удерживать от инвестиции в новомодные компании

- Когда вы планируете купить акции всегда спрашивайте себя "Если бы у меня было 10 млрд долл. купил бы я всю эту компанию или нашел что-либо поинтереснее и надежнее"

- Если вы бы не купили всю компанию целиком, то и не стоит покупать даже одну акцию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *